1. Обман по телефону. Злоумышленник представляется сотрудником банка, полиции, прокуратуры, ФСБ, Следственного комитета, используя IP-телефонию звонит потерпевшему с подменных номеров и информирует гражданина о подозрительных финансовых операциях по его банковскому счету, попытках оформления кредита, перевода денежных средств с его счета, либо сообщает о розыске, задержании преступников, совершающих хищения денежных средств с расчетных счетов граждан, при этом извещает о необходимости соблюдения некой «тайны следствия».
Далее, используя методы психологического манипулирования и пользуясь доверчивостью, злоумышленник вынуждает потерпевшего сообщать персональные данные, сведения о финансовом состояния, наличии автотранспорта в собственности. Затем, находясь под психологическим воздействием мошенника, потерпевший переводит денежные средства на якобы безопасные расчетные счета.
2. Размещения «фиктивного» объявления о продаже товара по цене значительно ниже рыночной. Как правило, переписка между покупателем и мошенником ведется на торговой площадке либо с использованием популярных интернет-мессенджеров. В ходе общения мошенник входит в доверие и вынуждает потерпевшего оплатить товар полностью либо внести определенную предоплату путем электронных переводов. После оплаты контакты с покупателем как правило прекращаются, его блокируют, объявление удаляют
3. Хищения денежных средств с использованием социальных интернет-сетей. Якобы от имени потерпевшего его знакомым, друзьям, родственникам приходит сообщение с просьбой одолжить денежные средства. Также злоумышленники с использованием популярных мессенджеров рассылают сообщение о сборе денежных средств на лечение больного ребенка, похороны и т.д.
4. СМС-сообщение о неожиданном выигрыше. Однако, для получения «выигрыша» пользователя попросят внести на указанный счет определенную сумму под тем или иным предлогом: это может быть комиссия за перевод выигрыша, налог, плата за открытие счета в банке т.п. Эти расходы часто кажутся «счастливчику» несущественными по сравнению с обретенной суммой. Но получив деньги, мошенники просто прерывают все контакты, и найти их практически невозможно. Настоящий розыгрыш призов не должен подразумевать денежные выплаты с Вашей стороны!
5. Кража персональных данных. Кража личной информации обычно происходит с целью последующей подмены личности человека или группы людей. Хотя некоторые злоумышленники крадут паспорта или другие удостоверения личности для физической подмены личности, в основном кража персональных данных происходит исключительно в интернете.
Например, некто, желающий получить банковский заем, может украсть персональную информацию человека с хорошей кредитной историей.
6. Фишинг. Кибермошенники могут заразить компьютеры ничего не подозревающих жертв. В подобных схемах излюбленным средством злоумышленников является электронная почта. Суть метода заключается в принуждении получателя письма к переходу по ссылке от имени легитимной организации (банка, налоговой службы, популярного интернет-магазина и т. д.). В подобных случаях целью, зачастую, является овладение банковскими данными.
7. Преступления на почве ненависти и домогательства. Преступления на почте ненависти по отношению к личности или группе людей обычно совершаются на основе гендерной, расовой, религиозной, национальной принадлежности сексуальной ориентации и других признаков. Примеры: домогательства и рассылка оскорбительных сообщений и вброс ложных новостей, касающихся определенной группы лиц. Анонимность и легкодоступность интернета серьезно затрудняют борьбу с преступлениями на почве ненависти.
8. Кибербуллинг — это травля в цифровом пространстве, то есть в интернете. Это могут быть оскорбления и злые шутки в сообщениях или в комментариях, публикация личной информации (например, вашего адреса, номера телефона, интимных фотографий), посты с угрозами.
При этом важно понимать, что любая травля предполагает целенаправленные и повторяющиеся действия. Случайный спор на сложную тему с переходом на личности не кибербуллинг. Однако, если один из участников спора после этого каждый день пишет оппоненту гадости и полощет его на сторонних площадках — это уже кибербуллинг.
Правила, которые помогут Вам сохранить Ваши денежные средства
и не стать жертвой киберпреступника
- Не следовать инструкциям незнакомцев, позвонивших с неизвестного номера;
- Не сообщать неизвестным лицам свои персональные данные;
- Не совершать никаких действий на мобильном телефоне по просьбе посторонних лиц (скачивать и устанавливать различные приложения);
- Не переводить деньги незнакомым людям в качестве предоплаты;
- Не переходить по ссылке, полученной от неизвестных лиц- возможно она ведет на фишинговый сайт;
- Не пользоваться открытыми вай-фай сетями в кафе или на улице;
- Не реагировать на сообщения/письма от неизвестных отправителей;
- Не открывать подозрительные вложения в письмах, поступивших Вам на электронную почту;
- Не размещать персональную и контактную информацию о себе в открытом доступе;
- Никому не сообщать CVV/CVC код на тыльной стороне банковской карты;
- Не сообщать данные, полученные в виде СМС-сообщений, сеансовые пароли, коды авторизаций и т.д.;
- Не сообщать кому-либо логин и пароль доступа к системе «Интернет-Банкинг»;
- Не обращать внимания на обещания о внезапных выигрышах;
- Не использовать одинаковые пароли для доступа к различным аккаунтам, учетным записям.