Верующие отправляются на службы в храмы, а после, по традиции, все желающие окунаются в проруби. Таинство погружения в освященную воду для каждого имеет свой смысл.
В преддверии великого праздника о традициях и об осознанности мы поговорили с Протоиереем Николаем Шкондиным, руководителем пресс-службы Луганской епархии.
Отец Николай, существует множество крещенских традиций. Какие являются основными с точки зрения духовенства?
Самое главное, что должен верующий человек, который практикует свою духовную жизнь, на праздник Богоявления прийти в храм на службу. Это самое первое и самое главное, что человек должен сделать, чтобы почтить этот праздник. Человек приходит на Богослужение. После Богослужения совершается чин великого освящения воды. Он совершается 1 раз в год. Если географически позволяет местность – есть водоемы, реки, — то священники выходят и освящают воду там. Это уже народная традиция, которая переплетается с традицией церковной. Дело в том, что церковь состоит из народа, и все народные традиции очень тесно сплетены с церковной традицией. Мы стараемся сделать так, чтобы людям всегда было комфортно.
Существует такое понятие, что, купаясь в этот праздник в проруби, невозможно заболеть. Это правда?
Возможно заболеть. Есть разные подходы к действиям. Например, вы видели топор? С его помощью можно построить дом, и им можно убить человека. Точно также и здесь. Если человек приходит на Крещение к водоему окунуться и преследует в этом цель: мы поспорили, смогу или не смогу — обязательно что-то случится. И особенно еще с обильными возлияниями спиртных напитков, песнями, плясками. Это неправильно. Это непочтительное отношение к самому действу. Когда человек бездумно подходит к духовному вопросу, это может закончиться плохо. Если человек приходит к проруби, осенив себя крестным знаменем, помолившись, побывав до этого на Богослужении, и заходит в прорубь с верой и надеждой не только в то, что Господь освятит его душу, но и тело, Бог никогда не позволит человеку заболеть в этот момент.
Кто может погружаться в прорубь на Крещение?
Да все могут, у кого сил хватает на это. Во-первых, человек должен понимать, для чего он это делает, видеть что-то, что его туда влечет. Если вы идете к проруби для разнообразия досуга, то лучше провести его в более теплом месте. Если вы хотите веселого душевного состояния, то лучше с друзьями где-то собраться. Если вы хотите найти там духовное и прикоснуться к священной воде, то безусловно идти нужно.
Почему Иисус вообще избрал воду? Почему вода?
Если углубиться туда, в суть этого действа, то Христос приходит на Иордан для того, чтобы там креститься. Вот это Крещение, которое Иоанн-креститель проводил там на реке, оно было во оставление грехов тех людей, которые к нему приходили. То есть это было подобие исповеди, покаяния, изменение жизни. И Христос пришел для того, чтобы это исполнить. Но вопрос: Христос безгрешен, зачем ему креститься в оставление грехов? Своим Божеством, исходя к падшему человеку, он уподобляется нам во всем, кроме греха. И тем самым он показывает, что он исполнитель тех же законов, которые исполняют и все остальные люди. И тем самым он освящает будущее таинство крещения. Вода избирается Христом потому, что это источник жизни на земле.
Есть категории людей, для которых противопоказаны омовения в проруби?
Безусловно. Вот у человека больное сердце. Если он зайдет в ледяную воду, то физиологически с ним ни произойдет ничего хорошего. Крещенское купание — это традиция. Традиция, которая настолько плотно вошла в нашу жизнь, что мы говорим, что это становится неким правилом. Но это не правило. Это личностное. Кто-то придет ради интереса, кто-то ради видео, как в прорубь прыгнул. Но потом такие видео плохо заканчиваются. Потому что, когда ты пришел посмеяться над Богом… Ну, разное в жизни бывает.
Как детей приучать к традициям? С чего начинать?
Начинать с себя нужно всегда. Приобщать к традициям — это правильно, это нужно. Традиции в обществе вымывались годами. А религия — это внутреннее состояние души человека. Забери у человека религию, и он станет бездушным. А церковь сегодня, наверное, уже последнее место, где человек может услышать о том, каким он должен быть на самом деле. Потому что только в церкви вы услышите, что того, кто тебя обидел, нужно простить. Нигде больше вам об этом никто не скажет.